Советы психолога первокурсникам и не только

Советы психолога первокурсникам и не только

 

Вы — студенты. Поступление в вуз знаменует в вашей жизни очень важный и увлекательный этап, который потребует от вас существенной перестройки.

Поступление в вуз открывает огромные возможности, и вам нужно правильно ими воспользоваться. Вуз может дать вам огромный запас знаний, умений, навыков, применяемых в самых разнообразных ситуа­циях.

С какими трудностями сталкиваются первокурсники?

Трудности можно объединить в несколько групп:

Первая группа — трудности, связанные с тем, что учебный процесс в вузе значительно отличается от школьного процесса обучения.

  • В школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям заставляет его работать регулярно. В вузе: лекции, лекции, лекции…, семинары, практические занятия, целый спектр разнообразных видов самостоятельных работ, коллоквиумы, зачеты, экзамены.
  • Резко усложняется содержание и увеличивается объем учебного материала.     Сложный язык лекционного материала и учебных текстов.
  • Ускоренный рост объема информации.

Что делать?  Научиться работать с информацией, используя рациональные навыки умственного труда. Работать регулярно и самостоятельно.

  • В вузе совсем другие взаимоотношения между преподавателями и студентами. Многие студенты-первокурсники, приученные к ежедневному контролю и опеке, привыкшие к постоянному вниманию и помощи со стороны учителей, ждут такого же отношения к себе со стороны вузовских педагогов, даже появляется чувство, что до них никому нет дела. Преподаватель, читающий лекцию большому потоку, не может учитывать индивидуальный темп усвоения материала каждым студентом, уровень развития его мышления. Преподавателям бывает также трудно заметить изменения в психическом состоянии студентов в различных стрессовых ситуациях (например, на зачете или экзамене) хотя бы потому, что студент «растворен» в общей массе.

Что делать?  В вузе иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельно регулировать свое поведение, а не ждать инициативы от преподавателей.

  • Ежедневный контроль, сменяется периодическим и итоговым: до семинарского или практического занятия остается неделя, до контрольной — месяц, до экзамена — четыре месяца. А в остальное время сам себе хозяин. И появляется ощущение, что нет никакой необходимости каждый день что-то учить, решать, запоминать.

Что делать?  Обучение в вузе рассчитано на высокий уровень сознательности и самостоятельности студентов, построено на их интересе к учебе и стремлении стать квалифицированным специалистом. У некоторых  студентов возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе, формируется уверенность в возможности все наверстать и усвоить перед сессией. Расплата за беспечное отношение к учебе наступает во время экзаменов и зачетов. Письменно планируйте свою работу на семестр, месяц, неделю и каждый день.

  • Многие трудности связаны с неподготовленностью ряда студентов по базовым учебным дисциплинам.

Что делать? Необходимо повторять школьный курс, обращаться к консультантам.

Вторая группа трудностей связана со сменой места жительства, меняется прежний уклад жизни, разрушаются старые привычки, связи, а новые еще не окрепли. Иногда появляются отрицательные переживания скуки, недостатка моральной поддержки.  Начинается «взрослая »жизнь.

Третья группа трудностей связана со слабой мотивацией выбора профессии. У части студентов появляются сомнения в правильности выбора вуза, специальности. Многие не понимают, что процесс подготовки к
выбранной специальности начинается с самого первого дня обучения, и при
этом все учебные дисциплины, в том числе и общеобразовательные, играют
свою роль.
   

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер. Такого рода проблемы обычно относят к процессу адаптации (привыкания) студента-первокурсника к новой для него системе обучения. Под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям окружающей среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликтов. Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра.

Что делать? Чтобы успешно адаптироваться, студенту необходимо осознать новые особенности учебы. Вы – студенты!

На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. Это тема следующего разговора. Жду ваших вопросов.